Лицеприятие

ЛицеприятиеПредлагаю поразмышлять на тему лицеприятия. Исходя из текстов Писания мы знаем, что это понятие оценивается Богом негативно. Следовательно, мы должны стремиться искоренять этот порок из собственного сердца, если он внутри нас имеется.

Что такое лицеприятие

Рассуждая на эту тему я составил следующее определение. Лицеприятие — метод формирования отношения к человеку на основании субъективных и не имеющих значения признаков.

Рассмотрим эту формулировку через призму Библии.

Текст Библии Комментарий
«Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего». (Лев.19:15) В этом тексте Богом даются предписания относительно проведения судебных процессов в древнем Израиле. Видно, что здесь запрещено и названо лицеприятием отношение к нищему, сформированное на основании субъективных и не имеющих значения признаков. На суде следовало оценивать человека, исходя из того, прав ли он. Такая оценка основывалась бы на признаках, которые действительно имеют значение в данной ситуации и была бы правильной. Оценивать же человека на суде, исходя из его материального благосостояния — нечестно и греховно. Такое отношение и есть лицеприятие.
«…доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых».
(Пс.81:2-4)
 В этом тексте речь снова идет о суде. И вновь лицеприятием назван метод формирования отношения к человеку, который основан на субъективных и не имеющих значения признаках. Некоторые судьи оправдывали нечестивцев, которые должны были быть осуждены и наказаны, в ущерб бедным, сиротам, угнетенным и нищим. Судьи должны были судить и делать выводы на основании действительно важных факторов — исходя из того, кто прав и кто достоин наказания в конкретной судебной ситуации. Судейский вердикт, исходивший из субъективных личных предпочтений судьи и размера кошелька подсудимого, назван лицеприятием.
«Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде».
(Прит.18:5)«Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена…»
(Прит.24:23,24)
 См. предыдущие комментарии.
 «Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду».
(Прит.28:21)
Вновь лицеприятием названа способность ради выгоды поступить неправедно в ущерб невиновным людям. Возможность получения выгоды от человека не должна являться признаком, исходя из которого мы его оцениваем и принимаем решения.
«…они оказывают лицеприятие для корысти».
(Иуд.1:16)
 Здесь описаны люди, которые формируют отношение к окружающим, исходя из корысти.

Проявления лицеприятия

Рассмотрим некоторые из проявлений лицеприятия. Наверняка Вы встречались и с другими проявлениями. Вы можете написать об этом в комментариях.

1. На основе оценки материального благосостояния

Часто можно наблюдать, как на различных, даже христианских, встречах некоторые люди тянутся к тем, кто богаче и пренебрежительно относятся к собеседникам бедным. Это проявление лицеприятия.

Иногда в церквях с особым почтением принимают посетителей, приехавших на дорогих машинах и гораздо хуже относятся к бедным. Богу мерзко смотреть на это. Мы должны одинаково относиться и к бедным, и к богатым.

Бывает так, что на ключевые церковные должности ставят людей не из-за того, что они одарены Богом и на протяжении достаточного времени проявили себя, как надежных, здравых и благочестивых людей, а исходя из их материального благосостояния. Бывает, человек призван Богом к определенному служению, а его не ставят туда, так как для этого находится человек побогаче. Это проявления лицеприятия, которое исходит из оценки материального благосостояния людей.

2. На основе оценки популярности

Бывает, христиане восхищаются словами известных и популярных проповедников и пренебрегают иногда даже более разумными словами проповедников, не имеющих известности и популярности. Популярность не должна являться критерием оценки служителя. Хороший проповедник не тот, который популярен, а тот, который проповедует истину, независимо от популярности. Хороший пастор не тот, который известен широкому кругу людей, а тот, который хорошо заботится о доверенных Богом людях. Оценивая человека, давайте смотреть не на известность, а на показатели качества в области оценивания — будь то в служении, будь то в профессии, будь то в других областях.

Существуют популярные лжеучители и малоизвестные истинные учители, равно как существуют малоизвестные лжеучители и признанные многими истинные учители. Популярность — не критерий оценки.

Давайте не будем лицеприятными. Если мы слышим хорошую проповедь из уст неизвестного проповедника — давайте ценить это и рекомендовать окружающим. И если мы слышим, как известный проповедник говорит ересь — давайте не будем идти на поводу его популярности, а будем бдительны, предостерегая окружающих от лжеучений.

3. На основе оценки внешности

Случается, люди по-разному относятся к тем, кто им нравится внешне и к тем, кто не нравится. Это неправильное отношение. При выборе друга и собеседника важны личностные качества, но никак не внешность. Давайте любить всех людей.

4. На основе оценки схожести

Господь Бог наделил разных людей различными качествами и мудр тот, кто ценит различия между людьми. Есть же те, кто не умеют ценить различия, а наоборот — личностей, непохожих на них характером, складом мышления, темпераментом, методом принятия решений, методом разрешения конфликтов и т.д. считают неправильными, неполноценными и т.д. Это глупость. Давайте не будем лицеприятными, а будем принимать людей, которые имеют каждый свои особенности.

5. На основе принадлежности к группе людей

Бывает, христиане дружат внутри церкви, а через время, когда по каким-то причинам кто-то стал служить Богу в другой церкви, к нему относятся как к врагу. Отношение к нему зависело от того, к какой группе людей (в данном случае — церкви) он принадлежал. Это лицеприятие.

Если брат или сестра во Христе на деле являются христианами — мы должны относиться к ним как к братьям и друзьям независимо от того, в нашей ли они церкви, или в какой-либо другой.

6. На основе оценки интеллекта и других способностей

Иногда мы по-разному относимся к людям, исходя из оценки их интеллекта или какой-то способности. Например, некоторые преподаватели хорошо или плохо относятся к ученикам, исходя из их успехов по предмету. Но разве все обязаны одинаково хорошо понимать какой-либо предмет? Разве кто-то лучше, или кто-то хуже лишь из-за уровня познания в какой-то области? В мою бытность педагогом я старался отделять личность ученика от его успехов в сфере изучаемого предмета. Бывали ученики, которые имели не самые высокие баллы по предмету, будучи при этом прекрасными людьми. Давайте одинаково относиться к людям, имеющим разные способности в различных сферах.

7. На основе национальной и расовой принадлежности

Замечали ли Вы предвзятое отношения к людям определенных рас? Такое отношение также является лицеприятием. Все люди созданы Богом и ни у кого нет права превозноситься над другими.

8. На основе субъективной оценки достижений

У одного пастора в церкви может быть большая толпа людей, а у другого — всего несколько человек. Многие люди к первому пастору относились бы с почетом, а вторым пренебрегали бы. Но разве успех человека должен диктовать окружающим отношение к нему? Разве не должны ли мы любить всех одинаково? Тем более что оценка успеха бывает субъективной. Бывают пасторы с большой толпой людей в церкви, о которой они не заботятся так, как повелевает Господь пастырям. А бывает, что пастырю Господом доверен лишь один человек и жизнь этого человека полностью преобразилась через пасторскую опеку. Кого же из них считать более успешным? Я бы предпочел обменяться опытом именно со вторым служителем.

Итак, оценка достижений часто бывает субъективной. Но даже объективная оценка успеха не должна диктовать нам то, как относиться к человеку.

9. На основе родственных связей

Бывает, что в церкви ставят служителей не на основании Божьих даров и плода духа в их жизни, а просто потому, что кто-то является родственником пастора. Иногда люди защищают своих родственников или детей не на основании справедливости, а лишь из-за родства с ними. Отдавать предпочтение кому-либо на основании родственных связей — неправильно.

 10. На основе возраста

Бывает, предвзятое отношение исходит из возраста человека. Иногда чьих-то слов не воспринимают только лишь из-за возраста и это также проявление лицеприятия. Значение следует придавать словам, а не возрасту собеседника. Когда кто-то свою правоту аргументирует не фактами и логикой, а разницей в возрасте, то делает он это не от большого ума.

Другая сторона медали

Размышляя о лицеприятии, важно иметь объективность и помнить, что лицеприятие формируется на основании именно субъективных и не имеющих значения признаков. Есть также значимые для оценивания признаки. Те вещи, которые в одних ситуациях несущественны, могут иметь значение в других ситуациях.

Например, для того, чтобы назначить диакона церкви, не важно, богат ли кандидат на это служение. Когда же требуется попросить кого-то научить нищих членов церкви мудрее обращаться с финансами, лучше выбрать для этого именно того, кто знает толк в бизнесе или управлении финансами.

Другими словами, отношение к человеку, сформированное исходя из действительно важных для конкретной ситуации признаков, лицеприятием не является. Если мы попросим спеть песню на служении того, кого выбрали, исходя из музыкальных способностей христиан в церкви, то это не лицеприятие, а нормальный и здравый выбор. Если же, на основании тех же музыкальных способностей, мы будем относиться к одним людям плохо, а к другим — хорошо, то это уже лицеприятие, поскольку оценка человека исходит из не имеющих для данной ситуации значения признаков.

Бог нелицеприятен

Брат или сестра, если к Вам обращались с лицеприятием, то я хочу вас ободрить тем, что Бог нелицеприятен. Когда люди несправедливо отвергали Вас — Господь примет Вас, ведь нет лицеприятия у Бога!

«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен…»
(Деян.10:34)

«Ибо нет лицеприятия у Бога».
(Рим.2:11)

Если Бог избрал Вас быть служителем и если Вы, по меркам Бога, уже готовы им стать, но из-за лицеприятия Вас не поставили на это служение люди, то у меня для Вас есть хорошая новость: тот Господь, который избрал Вас, тот Господь и поставит Вас на служение на том месте, где посчитает нужным.

Если Вас из-за лицеприятия каким-либо образом не принимают люди, то у меня для Вас хорошая новость: Господь Бог, который сотворил Вас — принимает Вас и любит. Пусть Его любовь и принятие наполнят Ваше сердце во имя Иисуса Христа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *